В современном обществе представители малого и среднего бизнеса сталкиваются с рядом трудностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности, исключить и избежать негативные последствия которых возможно за счет рационального применения достоверной, актуальной, качественной информации. Специфика субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в том, что они ограничены в финансовых ресурсах и не в состоянии проводить дорогостоящие маркетинговые исследования и мероприятия. Важный фактор, обеспечивающий развитие данного бизнеса, - это формирование общедоступных информационных (коммерческих и некоммерческих) систем коллективного пользования, которые в состоянии на регулярной основе обеспечивать предпринимателей всей необходимой информацией Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: ЗАО "Юстицинформ", 2014. С. 56..
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования. Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения указанных выше субъектов следующей информацией: о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, а также информацией в области маркетинга и т.д.
Данная информация является общедоступной и размещается в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции.
Необходимо отметить, что меры информационной поддержки малого и среднего предпринимательства предусматриваются также и законодательством субъектов РФ.
Информационная поддержка может оказываться, например, в виде: создания инфраструктуры для получения информации и обмена информацией, в том числе информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, банков данных и обеспечения ее функционирования; организации выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, публикации законов и иных нормативных правовых актов, инструктивных и справочных материалов; информационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере межрегионального и международного сотрудничества; проведения иных мероприятий.
Следует подчеркнуть, что в последнее время сделан существенный шаг вперед в предоставлении информационной поддержки указанным выше субъектам. Преимущественно информационные услуги оказываются посредством Интернета в связи с доступностью и быстрой передачей данных. Однако стоит обратить внимание не только на быстрое развитие данного направления оказания услуг, но и на их информационную составляющую. Так, по определенным рубрикам на сайтах вместо разъясняющих ситуацию ответов можно увидеть общее описание вопроса, которое не даст представления о том, что необходимо сделать в той или ной ситуации, также достаточно часто встречаются отсылки к другим сайтам государственных органов вместо конкретизации вопроса. Представляется правильным не только продолжить развивать данное направление оказания услуг, но и обратить внимание на качество предоставляемой информации. Информация на сайтах должна быть более конкретной, чтобы субъекты малого предпринимательства смогли получить исчерпывающий ответ на интересующие их вопросы по тем или иным рубрикам сайтов.
Еще одним актуальным и существенным видом информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является запуск телевизионных программ по проблемам и вопросам малого и среднего предпринимательства. Так, в эфире телеканала "Столица" был запущен цикл передач "Москва - территория малого бизнеса". За время выхода программы "Москва - территория малого бизнеса" в эфир в ней приняли участие более 100 предпринимателей. Основная цель цикла передач - информирование предпринимателей и жителей г. Москвы о проводимой политике и конкретных мерах Правительства Москвы в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, мерах по минимизации влияния негативных последствий финансово-экономического кризиса, недопущения сокращения числа субъектов предпринимательства и рабочих мест. В качестве экспертов в телепередачах выступали представители органов власти, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства Москвы, предпринимательских союзов, объединений и ассоциаций. В рамках программы затрагивались проблемы предпринимательского сообщества, его взаимодействия с властью, предприниматели делились собственным опытом создания бизнеса, рассказывали о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться и какие пути решения они нашли Андронова Т.А. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 2. С. 35 - 37..
Суммируя, можно сказать, что субъектам малого и среднего предпринимательства информационная поддержка оказывается посредством Интернета, телевидения, устного консультирования, подготовки для них печатной продукции. Дальнейшее развитие данных видов информационной поддержки и качества предоставляемых услуг будет способствовать формированию благоприятного делового климата в сфере малого и среднего предпринимательства.